Вопреки всему: как американским IT-гигантам удается наращивать прибыль несмотря на проблемы в экономике
19 августа капитализация Apple побила рекорд в $2 трлн, обогнав других IT-гигантов и сделав Apple первой в истории американской компанией с такой стоимостью. И это на фоне общего падения рынка и бесконечных антимонопольных разбирательств и обвинений в неконкурентном поведении. Впрочем, хорошо себя чувствует и при этом находится под прицелом постоянных подозрений не только Apple, но и ее соседи из большой пятерки американских IT-гигантов — Amazon, Facebook, Google и Microsoft. Колумнисты The New York Times Питер Ивис и Стив Лор рассказывают, какие факторы помогают крупнейшим технологическим компаниям наращивать прибыль и влияние невиданными за последние десятилетия темпами.
Американские IT-титаны отлично себя чувствовали и до пандемии коронавируса, зарабатывая миллиарды долларов в год.
Но недавние потрясения позволили им подняться на новые высоты, поставив индустрию в доминирующее положение в американском бизнесе способом, невиданным со времен железных дорог.
Благодаря акциям IT-компаний во вторник, 18 августа, фондовый индекс S&P 500 поднялся до рекордного уровня, несмотря на то как пандемия сказывается на экономике в целом.
Акции Apple, Amazon, Alphabet, Microsoft и Facebook, пяти крупнейших публичных американских компаний, выросли на 37% за первые семь месяцев этого года, в то время как все остальные акции в S&P 500 упали в совокупности на 6%, сообщает Credit Suisse.
На эти пять компаний в настоящее время приходится 20% от общей стоимости фондового рынка — такого не наблюдалось ни в одной отрасли по крайней мере последние 70 лет. Рыночная стоимость акций Apple, самая высокая из всех, достигла $2 трлн в среду — вдвое больше, чем всего 21 неделю назад.
Доминирование технологических компаний на фондовом рынке подпитывается в том числе их беспрецедентным проникновением в нашу жизнь. Они определяют, как мы работаем, общаемся, ходим по магазинам и отдыхаем. Их влияние только усилилось во время пандемии, и по мере того как люди все чаще совершают покупки на Amazon, нажимают на рекламу Google или Facebook или платят за iPhone, компании увеличивают свою долю в экономике и получают все большую прибыль. Вот почему в этом году инвесторы устремились за их акциями в ущерб десяткам компаний, борющимся с кризисом здравоохранения, и сделали ставку на то, что их позиции будет неуязвимы в течение многих лет.
«Covid-19 стал идеальным позитивным штормом для этих ребят», — считает Томас Филиппон, профессор финансов в Нью-Йоркском университете.
Насколько глубоко IT-гиганты вторглись в жизнь американцев, показывает трафик Alphabet, Facebook и Amazon, которым принадлежат четыре самых посещаемых сайта в стране. Их посещаемость была огромной и до пандемии, но ежедневная аудитория резко возросла в марте, в период #StayAtHome: по данным SimilarWeb, у Facebook трафик увеличился на 15%, а у YouTube — на 10%.
Только в Соединенных Штатах трафик сайтов большой пятерки устойчиво держится на уровне более чем одним миллиарда ежедневных посещений. И такая же картина наблюдается во всем мире. В Facebook говорят, что число ежедневных пользователей сервисов компании по всему миру в июне было на 12% выше, чем годом ранее.
Amazon, обошедшая конкурентов в области электронной коммерции и облачных технологий, во время пандемии стала еще важнее для бизнеса и домашних хозяйств. Ее акции выросли более чем на 50% по сравнению с допандемическим максимумом, что подчеркивает, насколько, по мнению инвесторов, компания выиграла от кризиса.
Критически настроенные эксперты говорят, что компании выросли отчасти благодаря ряду антиконкурентных практик. Европейские регуляторы расследуют, нарушает ли App Store правила конкуренции. Американские регуляторы изучают, не совершали ли крупные технологические фирмы антимонопольных злоупотреблений при приобретении других компаний. Некоторые антимонопольщики полагают, что рост доминирующих в отрасли компаний привел к стагнации заработной платы и усилению неравенства. В прошлом месяце руководители большой пятерки были допрошены членами юридического подкомитета по антимонопольной политике конгресса США.
«Любое действие каждой из этих компаний может глубоко и надолго повлиять на сотни миллионов наших граждан, — сказал представитель демократов Род-Айленда Дэвид Сисиллайн в своей вступительной речи на слушаниях. — Проще говоря, у них слишком много власти».
По мнению некоторых экспертов по конкуренции, концентрация в некоторых бизнес-отраслях сегодня выше, чем в конце 1800-х годов, когда конгресс принял радикальное антимонопольное законодательство, чтобы обуздать мощь железных дорог.
Ян Экхаут, профессор экономики в Университете Помпеу Фабра в Барселоне, говорит, что в 1929 году на Sears и A&P приходилось 3% розничных продаж, что вызвало беспокойство в Конгрессе и помогло ввести дополнительные антимонопольные законы в 1936 году. Сегодня, по его словам, на долю Walmart и Amazon совместно приходится 15% розничных продаж.
В недавнем исследовании RAND Corporation аналитики использовали публичные документы, другие данные и методы статистического вывода для моделирования связей между ведущими компаниями. Главным примером была Amazon, с ее маркетплейсом, используемым тысячами розничных торговцев, и облачными технологиями Amazon Web Services, поддерживающими множество онлайн-компаний.
В обычный рабочий день человек может общаться с коллегами с помощью Slack, посещать видеоконференции на Zoom, заказывать еду на вынос через DoorDash, а вечером смотреть фильм на Netflix, говорит Джонатан Уэлберн, ведущий автор исследования RAND. Все они ведут свой бизнес на Amazon Web Services.
«Amazon — это очень централизованный цифровой центр, и он олицетворяет направление, в котором движется наша экономика», — считает Уэлберн.
Рост значения облачных вычислений и цифровых машин для современной экономики показывает, на чем IT-фирмы строят свое доминирование. Во втором квартале глобальные расходы на облачные технологии выросли на 33% до более чем $30 млрд, по данным Synergy Research.
Быть полнофункциональным облачным провайдером, таким как Amazon, Microsoft и Google, очень дорого. Каждая из этих компаний тратит от $10 до 15 млрд в год на свои дата-данных и облачные сети, говорит Джон Динсдейл, главный аналитик Synergy. Это только капитальные затраты, необходимые для конкуренции. Лишь несколько компаний в мире могут себе это позволить.
Компании говорят, что их огромные расходы помогают экономике США и в конечном итоге снижают цены.
«Наши инженеры помогают Америке оставаться мировым лидером в области новых технологий, таких как искусственный интеллект, самоуправляемые автомобили и квантовые вычисления, — сказал Сундар Пичаи, CEO Google, во время своего выступления на недавнем слушании в Конгрессе. — Конкуренция побуждает нас к инновациям, а также приводит к лучшим продуктам, более низким ценам и большему выбору для всех».
В своей речи Тим Кук, CEO Apple, утверждал, что у компании нет доминирующей доли ни на одном из рынков, на котором она ведет бизнес.
А во время июльского разговора о доходах Сатья Наделла, главный исполнительный директор Microsoft, сказал, что его компания не может бесконечно процветать, пока остальная экономика и другие отрасли борются друг с другом. «Мир должен преуспевать, чтобы мы преуспевали в долгосрочной перспективе», — сказал он.
Новые компании все еще могут вторгаться в зону влияния большой пятерки. Аудитория сервиса Zoom, занимающегося видеоконференциями, выросла во время пандемии, и ее акции прибавили более 150% с конца февраля. TikTok показывает, что все еще можно создать очень популярное приложение для социальных сетей, хотя Microsoft и может вскоре приобрести его.
Конечно, невероятный рост акций может быть результатом чрезмерного оптимизма инвесторов, и они еще могут упасть. Но раз большая пятерка продолжает отчитываться об огромных прибылях, они все равно должны составлять огромную долю на общем рынке. В течение 12 месяцев до конца июня они зарабатывали суммарно почти $500 млн чистой прибыли в день .