Глава «Яндекса» о сборе данных, «разводе» со Сбербанком, срыве сделки с «Тинькофф банком» и ставке на подписку

На РБК вышло интервью с главой «Яндекса» Тиграном Худавердяном, который рассказал о сборе и использовании данных, партнерстве со Сбербанком, несостоявшейся сделке с «Тинькофф банком» и планах на будущее. Собрали ключевые точки разговора:

  • Ключевая задача «Яндекса» — помогать технологии конвертироваться в смысл, а основной актив компании — инженерные решения.
  • Сбор данных никогда не был самоцелью для «Яндекса». Компания собирает их только для того, чтобы сделать сервис лучше для пользователей. Если благодаря данным компания может улучшить свои сервисы — необходимая информация собирается. «Яндекс» не собирает данные для передачи третьим лицам.
  • Причиной «развода» со Сбербанком стало его решение развивать собственную экосистему, которая начала существенно конкурировать с «Яндексом». Стало непонятно, как можно сочетать одновременно «брак» и конкуренцию. Тигран Худавердян считает, что раздел активов в итоге был справедливым — каждая сторона и приобрела, и потеряла.
  • По словам топ-менеджера «Яндекса» инициатором сделки по продаже «Тинькофф банка» был сам Олег Тиньков, который захотел продать свою долю, но впоследствии передумал. Выход из переговоров — также его инициатива. Де-юре сделка с «Тинькофф банком» называлась бы покупкой. Де-факто должны были объединиться два очень крупных бизнеса с разной капитализацией, но сопоставимой чистой прибылью. Эта модель предполагала слияние, а не поглощение, потому что настолько большой бизнес, как «Тинькофф банк», невозможно поглотить.
  • Один из возможных сценариев в развитии финансовых сервисов «Яндекса» — партнерство, в том числе, и с «Тинькофф банком». Чтобы развивать подобные проекты самостоятельно, «Яндексу» нужно иметь банковскую лицензию. На сегодняшний день компания вообще не представлена на финансовом рынке. Тигран Худавердян считает, что если они запустят какой-то проект в одиночку, то будут «слабейшим игроком в самом конце этого забега». Запустить свои первые финансовые продукты компания сможет не раньше, чем через год.
  • «Яндекс» реже, чем Google отказывает правоохранительным органам в предоставлении информации по их запросам, потому что в органах знают, как правильно формулировать и оформлять эти запросы в российской юрисдикции. В случае с Google существенная часть перенаправляется в зарубежное подразделение, где находят больше формальных причин для отказа. Если сравнивать статистику на домашних рынках, то «Яндекс» отказывает российским правоохранительным органам в 13–17% случаев, такой же расклад у Google, Microsoft, Apple и Facebook на американским.
  • По части ранжирования сайтов в поиске для «Яндекса» все равны: собственные сервисы компании ранжируются по той же методике, что и обычные сайты, с одним лишь исключением: если ввести поисковый запрос «самоубийство», то первой ссылкой появится телефон доверия и психологической помощи — это ручное вмешательство. В поиске «Яндекса» результаты не унифицированы по принципу ссылка+заголовок, потому что от такой «стерилизации» падает качество продукта и в итоге теряет потребитель.
  • Каждый из пяти новых сериалов «Кинопоиска» — «Премьер-министр», «Анна Николаевна», «Беспринципные», «Просто представь, что мы знаем» и «Водоворот» посмотрели сотни тысяч людей. Но сам сервис пока не стал прибыльным, так как общая подписная база «Кинопоиска» пока невелика. Аудитория единой подписки «Яндекса» на медийные и другие сервисы насчитывает более 5 млн пользователей только в России. Компания намерена в разы увеличить количество подписчиков в последующие годы и сделать это направление одним из основных бизнесов «Яндекса».

Ранее Performance360 законспектировал, о чем в интервью РБК рассказал гендиректор Mail.ru Group Борис Добродеев.


Все интересное про диджитал у нас в телеграме, а может быть и у вас: https://t.me/performance_360

Другие хорошие статьи