Революция или смерть. Что ждет глобальный диджитал?

Публикуем отрывок из книги «Цифровой вихрь. Как побеждать диджитал-новаторов их же оружием» Джеффа Лаукса, Джеймса Маколея, Джеффа Лаукса и Энди Норонха. Сотрудники компании CISCO поговорили с 1000 руководителями компаний (в том числе Google, Amazon и Apple) и основателями 150 стартапов, чтобы выяснить, как жить и побеждать компаниям в эпоху цифровой трансформации. 

По мере вовлечения компаний в цифровой вихрь увеличивается скорость технических изменений, создания инновационных бизнес-моделей и слияния отраслей промышленности.

Новые конкуренты отвоевывают преимущества, которые ослабляют позиции или вовсе свергают лидеров рынка. Как должны отвечать действующие лидеры?

Им необходимо создавать ценность стоимости, ценность взаимодействия и ценность платформы для клиентов с помощью бизнес-моделей, о которых мы рассказывали в главе 2. Также они должны использовать стратегии борьбы с ≪вампирами≫ ценностей и захватывать вакансии ценностей, о чем мы говорили в главе 4. Чтобы это сделать, им нужно выводить успешные инновации на рынок и одновременно увеличивать рентабельность существующих направлений деятельности, в которых происходит (или скоро произойдет) переворот. Но лишь немногим компаниям удается выполнять все сразу. Как правило, они хорошо выполняют только одну из этих задач. Частично это происходит потому, что компании объединяют стратегию, которая требует скорости и гибкости, с планированием, для которого характерны жесткие рамки и неповоротливость. Как сказал один известный боксер: ≪У каждого есть план до тех пор, пока он не получит удар в челюсть≫.

Высшее руководство должно разработать стратегическое видение для своих компаний, но не должно стать жертвой годовых и многолетних планов. Конечно, есть соблазн считать эти планы защитой от цифровой революции, но такая безопасность обманчива. Как заметил Роджер Л. Мартин из Университета Торонто: ≪Почти всегда, когда используется слово ≪стратегия≫, оно сочетается с какой-либо формой слова ≪план≫, например, как процесс (стратегическое планирование) или как результат (стратегический план). Едва заметное смещение от стратегии к планированию происходит потому, что планирование представляет собой хорошо выполнимое и привычное занятие… План обычно подкрепляется подробными таблицами, которые представляют прогноз затрат и доходов на много лет вперед. Когда процесс завершен, никто уже так сильно не боится≫.

В таком случае планирование является попыткой руководства предсказать будущее, что всегда было неблагодарным делом, а сейчас, с учетом конкурентной динамики и скорости изменении, которые мы описывали в главе 1, вообще практически бессмысленно. Пока руководители корпят над разработкой плана, их компанию все глубже засасывает в цифровой вихрь, где непрерывно меняются технологии, появляются новые бизнес-модели и происходит слияние отраслей промышленности. Все чаще революционные компании с успехом расстраивают планы развития остальных компаний еще до того, как они будут представлены сотрудникам и акционерам, поскольку источник прибыли, на котором они были основаны, уже испарился.

Слишком многие действующие организации уверены, что линейный подход к разработке стратегии (т. е. планирование) спасет их от набирающих скорость изменений на рынке. В постоянно меняющемся мире долгосрочный план будет скорее якорем, чем рулем, и компания может оказаться в таком положении, которое уже не будет целесообразным. Однажды Вуди Аллен сказал: ≪Если хотите рассмешить Бога, расскажите ему о своих планах≫. В условиях цифрового вихря планирование во многих случаях превращается в проблему.

Революция в условиях цифрового вихря 

Цифровая революция затрагивает большинство отраслей промышленности и многие аспекты нашей жизни. В эпоху цифровой революции происходит слияние многих технических инноваций (облачные, мобильные и социальные технологии, большие данные). Что происходит при столкновении двух постоянно растущих сил? Увеличивается ли степень их воздействия? Или увеличится площадь воздействия? Изменят ли они направление? Или превратятся во что-то новое?

По мере движения к центру цифрового вихря отрасли промышленности часто сталкиваются, разграничивая источники ценности, а затем сливаются и создают новые конкурентоспособные формы. С повышением уровня диджитализации отрасли разгруппируются и перекомпоновываются таким образом, что само понятие ≪отраслей≫ может стать бессмысленным. Конкуренция на основе членства в клубе компаний, которые определяют себя как ≪банки≫ или ≪ЖКХ≫, через несколько десятков лет может показаться странной. К какой отрасли промышленности принадлежат компании Tesla или Apple?

44% опрошенных руководителей, которые отмахнулись от угрозы цифровой революции, должны задать себе вопрос: ≪Почему эти изменения пощадят нас? Когда уверенность превратится в халатность?≫ Экспоненциальные изменения очень сильно похожи на линейные до тех пор, пока не достигнут ≪колена кривой≫, как называет это явление футурист Рэймонд Курцвейл — момента, когда готовиться уже поздно.

Прорывные инноваторы цифровизируют все более мелкие части цепочки ценностей практически во всех отраслях промышленности. В результате ценность распыляется, и многие традиционные источники дохода, от которых зависят отраслевые компании, начинают мельчать. По данным нашего исследования, руководители компаний считают, что в ближайшие пять лет значительное количество (примерно 40%) существующих предприятий пострадают и, возможно, погибнут из-за цифровой революции. Тем не менее для них еще не все потеряно. Как мы покажем в этой книге, те, кто обуздает цифровые технологии и бизнес-модели, смогут одержать победу.

Но наш опрос также выявил факторы, которые ставят под сомнение готовность нынешних лидеров бороться с новыми цифровыми соперниками. То, что получило название ≪преждевременный отказ от основного вида деятельности≫ (успешные компании неразумно начинают гнаться за ростом на новых рынках, тем самым нанося ущерб основным источникам дохода), погубило многих пионеров рынка.

Более зрелые организации все еще обладают значительной ценностью, которую могут (и должны) извлечь благодаря цифровизации операций и основных внутренних процессов. Более того, когда уровни дохода лидеров отрасли рекордно высоки, стратегии защит могут показаться для них идеальным вариантом, и зачастую это действительно так. 

Однако иногда лучшей защитой является нападение. По прогнозам Международного валютного фонда, после долгого периода стагнации ожидается возврат к стабильному росту мирового ВВП, который достигнет 4% в год к 2020 году. Но согласно последним аналитическим данным компании McKinsey, вырисовывается совершенно другая картина. По прогнозам McKinsey, после огромного роста прибыли корпораций в последние двадцать лет коэффициент доходности предприятий снизится примерно на 15% в период до 2025 года. Они считают, что такое падение связано как с появлением новых конкурентов, так и с революционными компаниями, и отмечают:

≪Высокотехнологичные компании вводят новые бизнес-модели и прорываются в новые отрасли. А угрозой являются не только сами технические гиганты. Мощные цифровые платформы, такие как Alibaba и Amazon, служат стартовой площадкой для тысяч мелких и средних предприятий, предоставляя им аудиторию и ресурсы, чтобы бросить вызов более крупным компаниям≫. Таким образом, цифровой вихрь явно обостряет конкуренцию, которая может потребовать разработки более агрессивных стратегий со стороны лидеров.

≪Проведение революции внутри компании≫ не означает отказа от того, что привело вас к успеху. Также вам не обязательно копировать модную цифровую тактику. Напротив, революция начинается с оспаривания утверждений, которые раньше принесли вам успех, и исследования на прочность текущих способов доставки ценности клиентам.

Другие хорошие статьи