Ядерный физик, полицейский, актер. Кем были маркетологи в прошлой жизни?

Резкий career switch всегда достоин уважения, ведь чтобы выбраться из пресловутой зоны комфорта и заглянуть за периметр порой нужна немалая сила воли и мотивация. А иногда — лишь желание и удача. Мы собрали несколько историй маркетологов, которые свернули на эту дорожку из других сфер. Они вспомнили о прошлых работах и забавных случаях, которые с ними происходили.

Евгений Шуршиков, основатель и совладелец агентства MOST Creative Club, работал актером и режиссером театра

Сейчас я руководитель и совладелец агентства, которое запустил в 2008 году, и теперь мы в десятке лучших по России. Начинал менеджером в IQ-marketing под руководством Натальи Степанюк — первом российском агентстве, взявшем Каннских львов аж в далеком 2004 году. Дорос до руководителя отдела, а затем основал свою компанию.

У меня два театральных образования, долго работал актером и режиссером, параллельно подрабатывал в рекламной сфере супервайзером. В конце 90-х мне нравилось работать в театре и рекламе одновременно, так как обе сферы творческие, но в театре денег платили очень мало, а в рекламе наоборот.

Во время работы руководителем отдела в IQ-marketing меня называли «специалист по подвигам». Если надо было сделать что-то нестандартное или невозможное — эти задачи передавали мне. Например, в рамках кампании нужен был подлетающий в центр города вертолет с прицепленным на тросе суперпризом — квадроциклом. Вертолет должен влететь в город и вручить приз победителю. И таких три города — вот такие задачи я решал.

Другой пример: за месяц нужно было поставить в центре города памятник, запустить сайт и диджитал-активность в интернете. Понимаете, что такое сделать памятник из гранита весом восемь тонн? Привезти гранит из Карелии, найти скульптора, провести работу, договориться с властями и установить….и все это я делал!


Данила Терсков, экс-директор по маркетингу дизайн-завода Flacon, диджитал-директор в управляющей компании «Гост Отели», куратор программы по диджитал-маркетингу в образовательном портале GeekBrains, работал дворником и администратором в стриптиз-клубе

В одиннадцать лет я пошел работать дворником в соседнюю городскую гимназию к маме моего знакомого, она была директором. За одну смену я получал 60 рублей. Как-то раз на заработанные 60 рублей я выиграл в автомате 2000 и на них подключил себе свой первый интернет. Теперь я диджитал-директор. Еще я раздавал листовки на вокзале и был администратором в стриптиз-клубе.


Евгений Осипов, директор по маркетингу MoneyMan (ID Finance), работал инженером

Я работал в Российских Космических Системах. Причина ухода достаточно прозаична — очень маленькая зарплата. Зато любовь к цифрам помогла быстро адаптироваться в маркетинге. Еще до окончания учебы в МАИ устроился в Российские Космические Системы, где проработал три года. Затем ушел в CRM-агентство WIM менеджером и стал руководителем группы. После устроился инхаус в ID Finance менеджером по директ-маркетингу, дорос до директора по маркетингу. С недавних пор — управляющий партнер в агентстве, которое занимается лидогенерацией. Самое смешное на работе в РКС — это заработная плата: 25 тыс. руб. инженеру, к которым прибавлялось «молоко за вредность», так как профессия тесно связана с не самым полезным для здоровья производством печатных плат.


Дмитрий Елисеев, менеджер проектов в WIM.Agency, работал провизором

Я учился на провизора, и после окончания учебы меня пригласили в J&J в Москву медицинским представителем. Но я посматривал на диджитал, и в октябре коллеги из WIM.Agency, где я проходил стажировку удаленно, позвали к себе работать — им в штат требовался менеджер проектов. Я взвесил перспективы развития в J&J и в агентстве, выбрал второе и не пожалел о своем выборе. Работа в маркетинговом агентстве прокачивает тебя разносторонне, потому что от клиентов из разных сфер прилетают интересные задачи, плюс ты сам становишься генератором идей.

Во время работы в аптеке было много грустных и смешных историй произошло. Возможно, вы знаете, что маргинальные слои населения приходят туда за крепкими настойками или антисептиками на основе этилового спирта.

Например, в одну из смен к нам в аптеку зашел мужчина, который попросил сразу пять бутылочек с настойкой, рассчитался и ушел. Через два часа он пришел уже не в подобающем виде и вывалил все из своего кармана в монетницу мелочь, семечки, какие-то бумажные свертки и начал требовать продать ему еще флакончиков с настойкой. Я пересчитал мелочь и увидел, что ему не хватает даже на один. Тут же начались разговоры «по душам» по возрастающей от «Дай по-братски, я занесу остаток» до «Ты чо, не мужик, ни разу не был в такой ситуации?». Ничего не добившись, мужчина вышел из аптеки и вернулся через 15 минут с кнопочным телефоном Motorola. Он пытался заложить его в обмен на флакон настойки, уверяя, что это его телефон и он вернется за ним во что бы то ни стало. Под конец он уже просил обменять телефон на флакон настойки… Но после решительного отказа развернулся и ушел ни с чем.


Павел Толстов, интернет-маркетолог в образовательном портале GeekBrains, работал геологом

В 2015 году я закончил МГУ по направлению «Геология и геофизика мегаполисов». Сначала работал по специальности — в основном это были полевые работы по всей России плюс обработка данных в Москве. Зарплаты невысокие, а работа проектная: есть проект — есть деньги, нет проекта — нет денег. Периодически проектов не было, а, значит, денег тоже. Я понял, что хочу сменить род деятельности, чтобы банально получать хороший стабильный доход.

Параллельно редким проектам я изучал создание сайтов и их продвижение. После очередного временного проекта начал смотреть на hh.ru вакансии по SEO и контекстной рекламе в качестве стажера, потому что знаний было очень мало. В итоге меня взяли в агентство контекстной рекламы, там я проработал два с половиной года и прошел хорошую школу с самых низов, а потом перешел в команду GeekBrains 🙂


Марина Матвеева, PR-директор в SimbirSoft, работала руководителем по информационной политике

Сейчас я PR-директор в SimbirSoft, а коммуникациями и маркетингом занимаюсь 15 лет. Я возглавляла СМИ «Медиа 73», затем работала в мэрии, где руководила управлением по информационной политике. Там не было простора для творчества — ведь органы власти зажаты в очень жесткие рамки. Поэтому я ушла и занялась разными проектами, связанными с пиаром. Один из местных кандидатов в депутаты попросил меня привести его к победе на выборах с помощью социальных сетей: уже тогда было понятно, что традиционные СМИ отстают в пиаре. Он был «темной лошадкой» — никто не ожидал, что он победит, но у меня получилось. А затем тот кандидат, который проиграл «темной лошадке», позвал меня вести его кампанию в соцсетях на следующих выборах, которые я тоже ему выиграла. В целом политический PR — интересный опыт, хотя и интриг хватало: во время кампаний мне постоянно сыпались угрозы на почту и смс.

Смешных и абсурдных случаев было много. Когда я руководила «Медиа 73», ко мне пришла проверка наказать за то, что у меня нет кадровика. У проверяющих вытянулись лица, когда я сказала, что они же и запретили нанимать его два месяца назад. А в мэрии мои отчеты принимали только по толщине: меньше 10 листов — не принимается, маловато. Содержание же отчета было неважно, даже если это сюжеты на «Первом».


Эльвира Каликина, старший интернет-маркетолог в образовательном портале GeekBrains, работала сотрудником полиции

Я ходила в погонах шесть лет, пять из них — на учебе. За год службы я успела посадить человека, спасти парня от срока по глупости, помочь маленькому мальчику и могла стать грозой алкашей района Измайлово. Но поняла, что это не мой путь.

«Из сотрудника полиции в маркетологи? Легко!», — сказала бы я, если бы это было так. Система угнетает личность, делает тебя зависимым от нее. И кажется, что за забором ты никому не нужен, но я рискнула.

Начинала с работы в рекламном агентстве. Затем были SMM, работа помощником руководителя, модерирование сообществ Coca-Cola и погружение в email-маркетинг с нуля. Я работала курьером полтора месяца и однажды создала свое рекламное агентство, которое прожило полгода. Последние 2,5 года занимаюсь email-маркетингом. Жалею ли я о чем-нибудь? Нет и еще раз нет!


Эдуард Вартаньян, менеджер по целевому маркетингу торговой сети «Перекрёсток», работал менеджером по продажам

Я пришел в маркетинг из продаж: работал в лицензионном агентстве. Мы продавали производителям товаров авторские права на известные бренды: Angry Birds, Peppa Pig, ЧМ по футболу 2018 и так далее. Параллельно этому занимался проведением промокампаний.

Мне нравилось реализовывать промо, и я ухватился за идею перейти в маркетинг. После лицензионного агентства десять месяцев отработал в отделе маркетинга компании-производителя орехов и сухофруктов. Провел несколько кросс-промо кампаний и активацию с кинопрокатной компанией. Затем перешел в «Перекресток» в отдел целевого маркетинга.

Из забавных историй помню одну. Когда работал с лицензионным агентством и прорабатывал кампанию с одним небезызвестным футбольным клубом, коллеги предложили ему провести промо с мультфильмом «Смурфики» с сине-белым персонажем, что очень сильно не соответствовало цветам того клуба, если вы понимаете, о чем я.


Олег Рудаков, руководитель отдела аналитики AGIMA, работал ядерным физиком

Я пришел в веб-аналитику осенью 2012 года, до этого 7 лет занимался фундаментальной ядерной физикой, окончил магистратуру в Объединенном институте ядерных исследований. В Дубне мы проводили ядерно-физические эксперименты на ускорителе У-400М размером с просторный двухэтажный особняк. Своими руками создавал части установки для сбора и анализа результатов взаимодействия нейтронно-избыточных изотопов, похожие разработки применяются и в Большом Адронном Коллайдере. В нашей лаборатории открыли химический элемент оганесон, названный в честь научного руководителя лаборатории. Оганесон стал вторым после сиборгия элементом, названным в честь живущего человека.

Мы выезжали в Европу на научные съезды, знакомились с физиками, проводили совместные эксперименты на их ускорителях и нашем оборудовании. После таких выездов российские установки казались допотопными. Для прорыва в физике нужно было уезжать из страны, а делать этого до сих пор не хочется. У меня не выходило из головы, что результаты своей работы я увижу в лучшем случае через 20-30 лет, это не мотивировало, и я решился на смену деятельности.

Попал в веб-аналитику через знакомых: приятель предложил выполнить тестовое задание на освободившуюся позицию. Было сложно «въехать» в эти интернеты, въезжаю до сих пор. Самое приятное в работе веб-аналитика — быстрые результаты и доступный софт. Получаешь данные и применяешь их. Не ждешь согласования на покупку оборудования в 100 тысяч евро и еще 20 лет, пока появятся технологии и построится лаборатория.

Веб-аналитика, в отличие от ядерной физики, молодая наука, и ей не хватает структурированности. Но мы в AGIMA над этим работаем 🙂


Александра Шевякова, операционный директор в TRACE studio, работала event-маркетологом, PR-менеджером, мерчендайзером

На заре своей осознанной карьеры, на третьем курсе универа, я работала мерчендайзером в одной крупном петербургском интернет-провайдере. Мерчендайзинг заключался, в том числе, в том, чтобы ходить по парадным и проверять, разложило ли рекламное агентство листовки в ящики, повесило ли плакаты. Позже приходилось звонить в квартиры и предлагать подключаться к нашим прекрасным тарифам. Поток фидбеков от бывших пользователей показал мне суровую реальность: какой бы четкой и интересной ни была коммуникация от лица бренда, плохой продукт и клиентский сервис потопят все. С тех пор я углубилась в product management, стала дружить с product owner’ами и запускать руки по локоть во внутренние процессы. Это нравится не всем работодателям, зато в зеркало смотреть не стыдно. А провайдера того на рынке больше нет.

Я попробовала себя в разных видах деятельности в сфере PR/Marketing. Одно время занималась ивент-маркетингом в «1С Битрикс». Мы сделали классную конференцию «Битрикс.Идея» в 2017: параллельно, в один день, в пяти городах провели огромное событие с трансляцией презентации новой версии продукта из Москвы и своей уникальной программой в каждом городе. Я занималась петербургским ивентом. Проработала недолго: вдохновилась предложением TRACE studio, где счастливо работаю по сей день операционным директором.


Наталья Березовская

Другие хорошие статьи