Рунет глазами Артема Пуликова («МаксимаТелеком»)
Директор интернет-бизнеса «МаксимаТелеком» делится ценными мыслями и читами в Doom в рамках проекта про историю Рунета.
Так совпало – я уже решил, что дорос в предыдущей компании до определенного уровня, и одновременно получил интересное предложение от «МаксимаТелеком» (и еще одного хорошего сетевого агентства). До сих пор когда что-то не летит в «Максиме», думаю – блин, пошел бы в агентство, все было бы по-другому. Шучу, на самом деле люблю свою компанию.
Свой самый первый день в компании не помню, но помню первый период, неделю-месяц. Мы сидели в новом офисе на Серпуховской, всей командой, сейлзы с разработкой. Помимо меня в дирекции интернет-бизнеса было три или четыре человека, а сейчас нас уже больше ста. При мне все только образовывалось. Сейчас у нас уже четыре офиса в Москве. В ближайшее время моя команда переедет в отдельный офис, сейчас делаем там ремонт.
Команда в «МаксимаТелеком» классная. Уверенность в компании у меня была с первого дня и не покидает по сей день. Классные ощущения: недавно нас спрашивали, стартап мы или нет. У нас сохранился дух стартапа! С улыбкой на лице, романтичные, классные, только теперь еще и большая состоявшаяся компания.
Старт карьеры
Можно сказать, что я начал свою карьеру в digital в 2008 году, когда пришел в Rutube. До этого год скитался по сэйлз-хаузам, потом понял, что самое классное — это продавать рекламу. Началась эра интернета, и я оказался в нужное время в нужном месте. Через несколько лет Rutube преобразовался в Gazprom-Media Digital, туда я перешел в качестве руководителя отдела продаж. Там проработал три года и перешел в «МаксимаТелеком». Мне годиков не очень много, поэтому и профессиональный путь довольно короткий.
‘98
Мне было 12 лет — я «бомбил» стены, в футбол играл, коленки сдирал. И мне кажется, примерно в этом возрасте у меня появился компьютер и интернет. Наше поколение вообще уникальное — мы застали нецветные телики без пульта, а сейчас у нас в часах контент on demand. Покажи мне кто в 12 лет iPhone, я бы не поверил своему счастью.
Для меня интернет начался с компьютерных клубов, собственного ПК у меня не было. Мы ходили с друзьями играть в Counter Strike, Doom! До сих пор помню коды на бессмертие и оружие (IDDQD и IDKFA) в Doom. Интернет для меня был в первую очередь возможностью играть не с ботами, а с живыми людьми. Я всегда предпочитал стрелялки стратегиям. Мой первый компьютер – Pentium 486.
Если завтра интернета не станет…
Останусь в рекламе. Пойду, наверное, на телевидение.
Реклама
Реклама должна приносить пользу человеку. Если приносит — это хорошая реклама. Но только с точки зрения продукта и с точки зрения креатива – это две разные вещи. Реклама может быть бесполезной для меня сегодня, но селебрити или креативный ход сделает ее интересной. Поставлю в пример телеком-операторов, которые постоянно меняют селебрити: Нагиева, Светлакова. Я не планирую менять корпоративного оператора, у меня корпоративная связь, но я всегда с удовольствием смотрю их ролики. Другой кейс – когда мне показывают продукт, который мне действительно нужен. Это ведь и для рекламодателя value – тебе не надо тратить деньги на людей, которым это неинтересно. Такая win-win история.
Меня бесит плохой продакшн или когда баннер не масштабируется. Но вообще считаю, что плохой рекламы не бывает. Я могу не быть фанатом «Дома-2» как пользователь, но я уважаю этот маркетинговый инструмент.
A Burger King?
Burger King вообще топ. Это реклама, которая цепляет. Можно потратить миллион показов на то, чтобы показать бренд, а можно сделать миллион показов, которые вирально превратятся в миллиард. Они проворачивают второй сценарий, когда сам контент продвигает коммуникацию. И они в этом плане молодцы. Если посмотреть на рынок фастфуда, Burger King пришли позже всех из крупных игроков, но судя по доле, которую они занимают теперь — компания на правильном пути.
Будущее рекламы
Все консолидируется в одно медиа. То разделение, которое мы сейчас имеем — мобильная, телевизионная реклама, наружная реклама, — рамки сотрутся. Будет некий девайс, назовем его мобильный телефон, как пульт управления контентом — соцсетями, видео, неважно. И буде телевизор, на котором удобно смотреть фильмы, но который неудобно носить с собой. Но однозначно все будет консолидировано, понятно и прозрачно.
Как давно вы ездили на метро?
Вчера! Чтобы вы понимали, насколько я апологет нашего продукта, я машину продал два года назад. Поэтому либо метро, либо такси. И в Москве это самое правильное решение: продвинутый москвич сегодня — человек без авто. Мало того, я езжу в метро только для того, чтобы смотреть рекламу. Живу в одной станции метро от офиса, и идти мне столько же, сколько ехать. Еду, смотрю рекламу, выхожу, и либо провожу разбор полетов, либо ничего не происходит.
Реклама или подписка
Будь я на месте пассажира и на другой социальной позиции, я бы купил себе пакет без рекламы, чтобы время экономить. Но поскольку я возглавляю рекламное направление компании, будет кощунством, если я отпишусь, поэтому стараюсь вместе с пассажирами переживать рекламный опыт. Так делают многие сотрудники «МаксимаТелеком». Более того, я заглядываю в телефоны другим пассажирам, смотрю, что они делают, как реагируют на рекламу. Наверное, со стороны странно выглядит. Кстати, недавно мы проводили опрос: «Смотрите ли вы в экран к соседу?», и большинство людей ответили «да».
Где еще нужен Wi-Fi?
Над землей он мало где нужен, кроме мест, где собирается много людей и нужно локальное покрытие. Москва входит во все топы по покрытию мобильной связи, по качеству. Мы понимаем, что такой востребованности Wi-Fi как в метро не будет нигде. Wi-Fi в основном нужен там, где у человека нет возможности использовать мобильный интернет. Это касается в том числе роуминга.
Но мы шагнули дальше и поняли, что Wi-Fi может быть полезен с точки зрения аналитики — мы используем роутеры не для того, чтобы на уровне B2C раздавать интернет, а чтобы понимать, как ведут себя пользователи рекламы. Порядка 60% мобильных девайсов в Москве хотя бы раз пользовались сетью MT_FREE, и их активность видна нам над землей – можно понять, где они кушают, где одеваются, где стригутся. И на базе этих данных можно делать очень интересные таргетинги. Собственно, мы используем аналитику только в этих целях, масштаб ее применения ограничен в основном рекламой. В обычном Рунете смотрят на affinity площадки. Если я хожу на «Коммерсантъ» и РБК, значит, я платежеспособный. Если сижу в «ВКонтакте», значит неплатежеспособный. А если посмотреть мой офлайн-паттерн, то становится понятно, к какой аудитории я отношусь на самом деле.
Слежка или таргетинг
К этим данным мы, естественно, относимся очень серьезно — они под семью замками, мы не передаем их другим компаниям, работаем с ними сами. Обычно если мы что-то поискали, то за нами потом ходит реклама. Для меня, например, гораздо интимнее история моих поисковых запросов, чем история походов в кофейню. Мы просто не привыкли к новому режиму таргетинга. Но, уверен, привыкнем.
Меня больше напрягает, что если мой телефон лежит в пассивном режиме на столе, и я несколько раз произнесу «пластиковые окна», даже не поискав их, они завтра начнут за мной ходить. Вот это реально настораживает, потому что об этом официально никто не говорит. Поэтому, если охоту на ведьм объявлять, то это не к нам.
Когда интернет не ловит…
Я играю в телефон без интернета в самолете. Недавно вот скачал себе трилогию GTA. Восемь часов полета как по щелчку проходят. Еще у меня появился ребенок — успокаиваю его. Короче, хватает дел. Но как только прилетаю, ищу Wi-Fi, чтобы зачекиниться и скорее фотки залить.
В интернете я провожу очень много времени — когда нечего делать, начинаю скроллить Instagram, Facebook. Все сейчас этим болеют. Печальная статистика, но нужно уметь с ней обращаться. Тот же Telegram – суперпродукт, перед которым я преклоняюсь с точки зрения юзабилити. Он уже как СМИ для меня работает: я подписан на кучу ботов, которые шлют мне всю нужную информацию.
Вы будете запрещать ребенку пользоваться интернетом до 18 лет?
Конечно нет. Это контрпродуктивно, это будет тормозить его развитие. Он у меня уже интернетом пользуется – я узнал, что самый крутой контент производит не Netflix и не Comedy Club, а «Синий Трактор» — просто сумасшедшие детские мультфильмы. Очень крутая ниша, история, нативный интерфейс. Ребенок видит превью, самостоятельно нажимает — и вот он уже в интернете.
Как менять Рунет
Не боюсь скрягой показаться, считаю, что нужно ужесточить Рунет. Меня пугает, что если я слово [из трех букв] ввожу, то мне выдается изображение соответствующего содержания, а не что-то другое. Есть всякие родительские контроли, но ребенок с нормальным IQ его обойдет. Не должно быть порно, насилия, живодерства, вот этой всей чернухи. Заниматься этим должны поисковики, соцсети — они получают сотни миллиардов рублей в год, могут с них побольше откладывать на это.
Есть такая картинка: дверь, вход воспрещен, а по краям забора нет. Если ты хочешь, ты нажмешь, что тебе есть 18 лет. Должен быть более глубокий уровень защиты. Если мы говорим про времена до интернета, то в телек этот контент не пускали, в журнале ты тоже этого посмотреть не мог.
Что крутого в Рунете
У нас любят говорить: «Это на Западе сделали, будет у нас через два года». Но в отношении рекламных технологий и контента мы во многом опережаем Европу и Америку. Поэтому я так скептически отношусь к конференциям, на которые привозят «крутых» западных спикеров. Приходишь, и этот спикер тебе говорит: «Смотрите, у нас в баннере можно в игру играть!» Да мы это пять лет назад уже сделали! У нас круче интернет, чем в Европе, у нас круче контент снимают, лучше развиты программатиковые истории. Да, сериалы у нас не такие классные, как на Западе. Но что касается общей технологичности, у нас и так все здорово. Поэтому у нас свой путь. Пусть они смотрят, что мы делаем! Wi-Fi в метро у кого есть? Ни у кого, только у нас. Я уже устал слушать, что там он где-то есть только на станциях, или только платный, или только на открытых участках. Реально крутой Wi-Fi под землей есть только в Москве и в Питере.
P.S. Мы ежедневно мониторим российский маркетинг и делимся лучшими материалами из западного онлайна. Подписывайтесь на зеркало русского диджитала в телеграме!