Нигерия в сети: спам, GSM, образование

Жоан Миро. Женщина и птицы на рассвете

«Здравствуйте! Я обнаружила Ваш адрес, когда искала в интернете человека, который мог бы помочь мне получить деньги моего покойного мужа. Речь идет о десяти миллионах долларов, которые сейчас находятся в государственном банке. За Вашу помощь я готова отдать вам 80% этой суммы…».

Вы, вероятнее всего, тоже получали знаменитый нигерийский спам, который начинался с подобных строк. Нельзя просто так написать статью о диджитале в Нигерии, не упомянув этих писем, которые получают миллионы людей со всего мира.


😯Да! Мы запускаем рубрику «В сети» — об особенностях национального интернета за пределами России. Когда будет следующий выпуск, расскажем в телеграме. Подписывайтесь и не теряйтесь!


  • Нигерия – самое населенное государство Африки.
  • В стране живет более 195 млн человек, 56,4% из них – пользователи интернета. Это больше, чем в целом по региону: средний показатель для Западной Африки – 39%.
  • Более ста миллионов нигерийцев используют мобильный интернет.
  • Национальный домен верхнего уровня для Нигерии — .ng; 72% доменных имен зарегистрировано в домене второго уровня .com.ng.
  • Средняя скорость интернета в Нигерии составляет 1,86 Мбит/с (2018 год).

Начало

К сети страна подключилась в 1996, когда Нигерийская комиссия по коммуникациям выдала лицензии 38 провайдерам. Годом раньше появилась Нигерийская Интернет-группа — неправительственная организация, которая стремилась как можно быстрее вывести Нигерию в онлайн.

Однако в 1996 из ста нигерийцев пользователем интернета не был ни один, и за следующие четыре года эта цифра не изменилась. Скачок случился только в 2000 году – пользователями интернета стали 0,3% жителей страны.

Одним из них был 17-летний Олаканми Джон Арему:

«Я узнал об интернете в 2000 году от своего друга Кайоде. Тогда редко где можно было найти доступ, а связь везде была очень плохой. Нужно было искать интернет-кафе. И вот я проходил километров двадцать, чтобы попасть в кафе и заплатить за ночной доступ, потому что пользоваться интернетом днем было дорого, я не мог этого себе позволить. В 2002 открылось еще одно кафе, уже в семи километрах от моего дома, а потом их стало все больше и больше, потом появились мобильные телефоны, и теперь интернет есть везде», – рассказывает он.

Олаканми начал с того, что завел себе электронную почту на Yahoo, которой и пользуется до сих пор.

«Мы просто развлекались, искали что-нибудь прикольное, зависали в чатах. Потом я стал думать, куда мог бы поехать учиться. Ходил на сайты международных колледжей, университетов, просил прислать мне брошюры. Но все это было очень дорого, недоступно для меня. От другого друга я узнал о сайте, где можно было учиться и получить сертификат совершенно бесплатно. Это был Американский Институт Мира. Я читал материалы курса в интернете, так же сдавал экзамен. В 2003, кажется, я получил онлайн сертификат специалиста по анализу конфликтных ситуаций».

Жоан Миро. Фигуры ночью, ведомые фосфоресцирующими следами улиток

Олаканми Арему жил в Ибадане, третьем по величине городе страны. Так что ему, можно сказать, повезло: сельским жителям Нигерии интернет был недоступен еще несколько лет, несмотря на распространение GSM. Дело там было не только в технологиях.

Аналитик Виктор Океке объяснял изданию Vanguard, что большинство сельских жителей были бедны и не могли позволить себе компьютеры и телефоны с доступом к сети. К тому же, среди них было много тех, кто попросту не умел ни читать, ни писать. Число пользователей интернета увеличивалось за счет жителей крупных городов. К 2004 году ими стали 1,5% нигерийцев, к 2007 – 7%, а в 2008 – почти 16%.

Такой заметный рост был связан с развитием GSM. До 2001 всем нигерийским телекомом заправляла компания NITEL, а потом ее монополии пришел конец: новые игроки Econet (позже сменивший название на Airtel) и MTN Nigeria сделали мобильную связь доступной. Позже к ним присоединились Globacom и 9mobile. Благодаря их общим усилиям мобильная телефонная связь практически заменила обычную. Регистрация SIM-карт стала обязательной только в 2011 году, но и в 2015, и в 2017 Нигерийская комиссия по коммуникациям обнаруживала незарегистрированные SIM-карты, использование которых, как сейчас считается, представляет угрозу для безопасности страны.

Кроме того, с 2001 года в Нигерии начали производить компьютеры – этим занималась компания Лео Стана Экеа Zinox Technologies Limited. Она работает и сейчас.


Контекст

  • В 2014 году Нигерия обогнала ЮАР по размеру ВВП: он составил $594 млрд. При этом больше половины населения живет в условиях крайней бедности, а доход на душу населения составляет менее $2 в день;
  • Нигерия – самый крупный в Африке производитель нефти;
  • В Нигерии живут представители более 250 этнических групп. Официальный язык страны – английский, а всего используемых языков более 500;
  • Больше 60 млн жителей Нигерии страдают от нехватки питья, а больше 100 млн не имеют доступа к пригодной к употреблению воде;
  • В сентябре 2003 года с российского космодрома Плесецк был запущен нигерийский спутник Nigeria Sat-1 для участия в программе Disaster Monitoring Constellation. Полученные с его помощью изображения использовались во время планирования спасательных операций и ликвидации последствий урагана «Катрина», наводнений в Аргентине, Уругвае, Северной Кореи и других странах, извержений вулканов в Колумбии и Йемене, разлива нефти в заливе Лайм, пожаров в Калифорнии;
  • Радикальная исламистская группировка «Боко Харам», действующая в Нигерии, частично финансируется за счет денег, добытых с помощью «нигерийских писем». А еще члены группировки ищут жертв на дейтинговых сайтах, в первую очередь – на Match.com. Администрации сервиса пришлось специально предупреждать пользователей о возможных мошенничествах.

Настоящее

Первый интернет-курс, пройденный Олаканми Арему, позволил молодому человеку понять, чем он на самом деле хочет заниматься: юриспруденцией, правозащитной деятельностью, миротворчеством.

«Позже я прошел еще несколько курсов онлайн в том же институте, а в 2010 году впервые уехал из Нигерии и попал в него уже по-настоящему, чтобы продолжать учебу. Тот сертификат, который я получил онлайн, дал мне возможность получить американскую визу и приехать учиться в Вашингтон», – рассказывает Арему. Сейчас он занимается юридической практикой в Илоине (штат Квара, Нигерия) и дает консультации по развитию бизнеса.

«В Нигерии много маленьких и очень маленьких компаний. Не у всех даже сайты есть, а те, у кого есть, их редко обновляют. Но есть платформы, где предприниматели могут бесплатно зарегистрироваться, чтобы о них узнали. Например, сайт vconnect.com.

Появляются полезные приложения, люди ими пользуются. Например, когда я был в Лагосе (портовый город на юго-западе Нигерии – прим. ред), то установил Taxify, чтобы заказывать такси. Но это приложение, как и Uber, можно использовать только в мегаполисах, таких как Лагос и Абуджа».

Жоан Миро. Эрмитаж (хижина отшельника)

Арему отмечает, что популярность Facebook и Instagram у нигерийцев практически всех возрастов тоже полезна малому бизнесу: «С помощью соцсетей компании могут продавать свои товары не только в своем регионе. Мой друг, владелец бутика, благодаря SMM нашел клиентов по всей стране, за тысячу километров от того места, где находится его магазин».


После 23 лет онлайна Нигерии есть чем гордиться в области IT (в целом) и интернет-маркетинга (в частности).

  • В 2008 году Абасиама Идаресит, выпускник Лондонской школы экономики, основал компанию Wild Fusion c уставным капиталом в $250, чтобы заниматься интернет-маркетингом. Через пять лет он вошел в составленный Forbes список «Десять африканских интернет-миллионеров, за которыми стоит наблюдать». Сейчас компания, имеющая офисы в Кении и Гане, разрабатывает маркетинговые стратегии брендов, консультирует, занимается продажей интернет-рекламы. Ее услугами пользовались Unilever, Vodacom, Knorr.
  • C 2009 года в Нигерии работает система интернет-переводов Paga, которой пользуются для перевода денег миллионы жителей. Еще раньше, в 2003 появилась многоканальная платформа для переводов eTranzact присутствуют в нескольких странах, в том числе – в Великобритании.
  • В 2010 Джейсон Ньоку не смог найти в интернете хорошие нигерийские фильмы для своей мамы (а Нигерия по количеству выпускаемых в год фильмов уступает только Индии, за что ее киноиндустрия и прозвана Нолливудом) и основал стриминговый сервис iROKOtv, который стал крупнейшим партнером YouTube в Африке и основным распространителем Нолливудского контента в мире.
  • Большинство государственных организаций федерального уровня имеют свои сайты, на которых можно найти информацию, а также заплатить штрафы и сборы, используя платформу remita.net. Более мелкие организации постепенно тоже подключаются к ней.

По словам Арему, интернет активно используют правозащитные и неправительственные организации: «В последнее время пользователи соцсетей стали привлекать внимание к нарушениям прав человека со стороны тех, кто должен их защищать. Благодаря этому что-то меняется. Например, реформы в полиции начались именно с того, что в соцсетях появились видеодоказательства того, что в тюрьмах убивают подозреваемых. Полицейские власти вынуждены были что-то предпринять, хотя такие случаи и после реформы повторялись».


Спам

Но прославился нигерийский интернет не своими стартапами, а спамом: письмами, авторы которых пытались выманить из получателей деньги, и побольше. Эта порочная практика распространилась в Нигерии еще до появления интернета – тогда письма писали на бумаге и отправляли обычной почтой.

Выход в онлайн открыл новые возможности, и имейлы посыпались на всех. Писали душеприказчики умерших миллионеров, вдовы свергнутых диктаторов, бизнесмены и военные, мечтающие о семье, и даже брат нигерийского космонавта, которого вот уже сорок лет никак не заберут со станции «Союз-6».

Персонажи эти так разнообразны и убедительны, что в 2005 году нигерийским спамерам была присуждена Шнобелевская премия за их создание, а в 2006 принц Абакалики Нигерийский попал на 9 место составленного журналом Forbes списка из 15 богатейших вымышленных персонажей. Состояние несуществующего принца оценили в $2,8 млрд.

Жоан Миро. Охотник

Нигерийские письма приходят не только из Нигерии, но все же большинство – именно оттуда. Кроме того, их отправляют представители нигерийских диаспор в разных странах мира. По данным организации Ultrascan, которая занимается борьбой с финансовыми преступлениями, за все время спамеры успели заработать больше $82 млрд. В 2011 году они получили $9,6 млрд, в 2012 – $10,9 млрд, в 2013 – $12,7 млрд. Больше всего от их действий страдают жители США, Великобритании и Индии, Малайзии и Китая. В последнее время мошенники стали проявлять интерес к Бразилии, Саудовской Аравии, Южной Корее и Вьетнаму.

Убытки пострадавших варьируются от скромных $200 долларов до $12 млн. Самые мелкие суммы спамеры зарабатывают, сообщая о фальшивых лотереях или обещая помощь в поиске работы, самые большие – делая мошеннические предложения, связанные с реальными бизнес-проектами по добыче золота или нефти, разработкой медицинского оборудования, инвестициями.

В серьезных случаях, конечно, дело не ограничивается электронными письмами: преступники используют настоящие печати, бланки правительственных организаций, иногда привлекают к своим действиям чиновников. «Заработанные» деньги они предпочитают держать за пределами Нигерии, не доверяя банковской системе страны.


Перспективы

По прогнозам, к 2023 году количество пользователей интернета в Нигерии составит 187,8 млн человек.

GSMA предполагает, что Нигерия, Китай, Индия, Пакистан и Индонезия станут лидерами по использованию мобильного интернета – 1,6 млрд человек их этих стран к 2025 году будут выходить в сеть с помощью мобильных устройств. В каждой из этих стран появится по меньшей мере 50 млн новых пользователей мобильного интернета. В Нигерии это связано с тем, что население будет молодеть (сейчас 60% жителей страны моложе 24 лет), а смартфоны – дешеветь.

По мнению Арему, станет больше полезных продуктов для бизнеса: «Должны появиться интернет-приложения, которые позволят предпринимателям из небольших городов находить клиентов без особых затрат, легко сообщать о своих продуктах и услугах. Разработчикам приложений нужно быть готовым прислушаться к таким людям, учесть их интересы, понять, какую выгоду каждый может получить от создания таких сервисов. Ну и выйти, наконец, за пределы мегаполисов – Лагоса и Абуджи».

В общем, нигерийскому интернету есть куда расти и развиваться. Так что если в ближайшее время получите письмо от местного IT-стартапа, предлагающего партнерство и обещающего космические прибыли, не торопитесь его удалять. Вдруг это не от меня.

Искренне Ваша,

Миссис Шеха Алия Шагари


Автор материала — Анна Герус. Мы любим ее за занудство: если уж Аня разбирается в какой-то теме, то досконально, а пишет потом легко и интересно, так что хочется обязательно прочитать до конца. «Маркетинг – это еще культура, социология, антропология. Мне нравится изучать пересечения».

Другие хорошие статьи