Мексика в сети: чаты, мемы и тропикализация интернета

Фермеры жгут, преступники похищают людей ради выкупа, полиция следит за тем, в какое такси вы садитесь, а родственники, разъехавшиеся по разным штатам, не хотят терять связь друг с другом. Рассказываем, как все это влияет на развитие интернета в Мексике.


Начали за здравие

«Маленький шаг для нас и огромный – для нашего университета». Таким было первое сообщение, отправленное из Мексики в виртуальный мир, а точнее – в Национальный центр атмосферных исследований в американском Колорадо. Своим подключением к сети в 1989 страна обязана ученым из Национального автономного университета Мексики, которые хотели, во-первых, теснее сотрудничать с мировым научным сообществом, а во-вторых – децентрализировать науку в стране, где были проблемы и с телефонной связью, и с работой почты. После этого спутниковый интернет появился еще в нескольких университетах, а затем вышел за научные рамки.

«Интернет, к которому мы подключились в 1989, нужен был для того, чтобы обмениваться научной информацией, его было запрещено использовать в коммерческих целях, – говорит Глория Кенигсбергер, астрофизик из НАУМ. – Сейчас все совсем наоборот. Я и вообразить себе не могла такой интернет, как сейчас».

Диего Мария Ривера. Мечта в воскресенье днем ​​в парке Аламеда (деталь)

А что сейчас?

«Интернет мне нужен для работы, – говорит Серхио Артуро Байсбаль Ривера, учитель испанского и преподаватель шахматной игры из Бока дель Рио. – Я даю уроки испанского на платформе Verbling, получаю от них деньги через PayPal, перевожу в свой банк, все это через интернет. Это самое важное. Ну и слежу за новостями, пользуюсь соцсетями, но это все уже так, без фанатизма».

По данным Statista, число пользователей интернета в Мексике в прошлом году превысило 86 миллионов (всего в стране 120 миллионов жителей), а в 2023 перевалит через сто миллионов. 90% мексиканских пользователей интернета подключается к нему с помощью смартфонов. Мобильный интернет используют почти 62 миллиона жителей страны.

«Дома, ну и вообще вне работы, большинство обходится смартфонами, – делится наблюдениями Серхио Артуро. – По крайней мере, если говорить о среднем классе. Компьютер – это уже показатель “хорошей жизни”, хотя не сказать, чтобы простые модели были дороже смартфонов. Большинство смотрит сериалы Netflix на кредитных смартфонах».

Сам по себе интернет не роскошь – что домашний, что мобильный. Можно найти предложения по 250 песо в месяц (820 рублей). При этом мобильный тариф будет включать 4 гигабайта в месяц, безлимитный доступ к соцсетям, дополнительные гигабайты для Netflix и YouTube.

«Да можно вообще не тратить деньги, – говорит Серхио Артуро. – Есть бесплатный Wi-Fi в некоторых супермаркетах, кафе, музеях. Кстати, еще в государственных школах. Часто идешь мимо и видишь там кучу людей со смартфонами. В частных школах, конечно, тоже есть, но они не делятся им со всеми. Ну и в аэропортах».

Те, кто предпочитает за интернет платить, обычно выбирают одного из крупных провайдеров: Telmex, Telcel, AT&T, Movistar предлагают и домашний, и мобильный интернет, Infinium, Megacable, Izzi – только домашний.

«Они пытаются привлекать клиентов, соревнуются друг с другом, проводят акции, – рассказывает Серхио Артуро. – Но все время приходится идти на какие-то компромиссы. Например, у Movistar лучшие цены и самые большие скидки, но покрытие отвратительное. Я подключался к ним, когда жил в Плайя-дель-Кармен, у меня всегда к концу месяца оставались лишние гигабайты – их просто негде было использовать. У Telcel хороший сигнал, но цены выше, и еще они вечно что-то мутят с тарифами, приходится постоянно звонить, выяснять, за что с тебя взяли деньги. А они ничего толком не объясняют. Ну и с домашним интернетом то же самое. У Megacable вроде скорость повыше, зато у Infinitum служба поддержки лучше, они реагируют быстрее, если что-то не так. Выбираешь, что тебе важнее. Идеального варианта нет».

«Мобильный интернет иногда оказывается надежнее, – добавляет Антонио Фернандез. – Проводной нормально работает в зданиях больших компаний. В жилых домах бывает медленный, особенно если хозяин выбирает тариф подешевле. Бывает, просто пропадает, и его могут починить на следующий день или через два, в общем, не сразу. Это не всегда вина провайдеров. Бывают проблемы с электричеством, бывает… всякое».

«Всякое» – это, например, летний инцидент, оставивший без интернета клиентов провайдера Telmex в нескольких крупных городах. А виной всему были фермеры из Сан Луис Потоси и Синалоа, которые выжигали поля – и повредили оптоволоконный кабель.


Статистика от Мексиканской ассоциации интернета:

  • Средний мексиканский пользователь интернета проводит в сети 8 часов 20 минут в день. 67% утверждают, что остаются онлайн круглосуточно.
  • Чаще всего мексиканцы бывают онлайн с полудня до двух часов дня и с четырех до семи вечера.
  • 31% своего онлайн-времени пользователи проводят в социальных сетях. У 99% пользователей есть аккаунты в Facebook, у 63% – в Instagram, 82% смотрят YouTube, у 93% есть WhatsApp.
  • 58% пользователей используют интернет для финансовых транзакций.
  • Возраст 22% пользователей – от 25 до 34 лет. Аудитория в возрасте от 18 до 24 лет составляет 18%.

Чаты по-мексикански

«Мы любим общаться, и интернет в этом сильно помогает, – говорит Антонио Фернандез. – Сначала были семейные группы в Facebook, сейчас чаты в WhatsApp. Так гораздо проще рассказать сотне самых близких родственников, разъехавшихся по всей стране, как у тебя дела и почему ты до сих пор не женился. Моей бабушке девяносто, она висит то в нашем семейном чате, то в другом, со своими подружками, и кидает мемчики туда-сюда. Есть еще чаты бывших одноклассников, бывших коллег, да кого угодно. Очень удобно поддерживать связи, никогда не знаешь, кто тебе пригодится».

«Куча людей просто помешана на соцсетях, – рассказывает Серхио Артуро. – У меня есть знакомые, которые меняют статусы в WhatsApp несколько раз в день. Купил кофе в Starbucks – быстро ставь фоточку с ним, чтобы все видели, что ты можешь себе позволить что-то дорогое и невкусное. Это ужасно модно».

Популярные в Мексике мемы

Чаты нужны не только для мемчиков: с их помощью решаются обычные житейские задачи.

«Вот мне нужно было снять квартиру, – вспоминает Серхио Артуро. – В интернете есть объявления о дорогих апартаментах, но если хочешь что-то попроще, то купишь газету. Я посмотрел объявления, да и написал в чат своего университета – и сразу же кто-то ответил, мол, дядя сдает, вот его телефон. В тот же день я переехал. Но даже если бы нашел по объявлению, у меня попросили бы рекомендации – и я опять бы спрашивал в чате, у кого есть общие знакомые с хозяином, которые могли бы меня рекомендовать».

В таких чатах ищут репетиторов, учеников, работу, сотрудников, собак, спрашивают, где распродажи, у кого есть дисконтные карты или промокоды, обсуждают городские события.

WhatsApp использовали для общения и сотрудники Pemex (нефтегазовой компании, принадлежавшей государству), когда работа внутреннего почтового сервиса организации была парализована после атаки хакеров. Правда, эта информация не была подтверждена официально. Саму же атаку в Pemex не отрицали, как и то, что из-за нее пострадали 5% компьютеров. В происшествии нет ничего необычного: 8 из 10 мексиканских компаний переживают хотя бы одну кибератаку в год.

Исследование iab.mexico, результаты которого были представлены в мае, показало, что 61% мексиканцев используют соцсети не только для общения, развлечения и публикации собственного контента, но и для того, чтобы следить за своими любимыми брендами, узнавать о новых предложениях, скидках и рекламных акциях. 67% респондентов заявили, что делают покупки через интернет, а 33% сообщили, что не собираются этого делать, объяснив это отсутствием банковской карты, нежеланием делиться личной информацией или желанием сначала увидеть товар.


На что мексиканцы тратят деньги онлайн:

  • Игры и приложения – 42% пользователей;
  • Минуты и килобайты – 36%;
  • Билеты на концерты и спортивные события – 32%;
  • Развлекательные продукты (музыка, кино и т.д.) – 27%;
  • Билеты и другие транспортные услуги – 27%;
  • Игрушки – 20%;
  • Оплата услуг – 20%.

«Я делаю банковские переводы через интернет, – говорит Серхио Артуро. – Покупаю билеты на самолет или на междугородные автобусы. Это, пожалуй, все. Есть приложения, чтобы платить за электричество, за воду и так далее, но я им не доверяю, и вообще мало кто доверяет. С нашими компаниями не знаешь, когда и сколько окажешься должен. И лучше прийти в офис, отдать деньги и получить бумагу с печатью. То же самое с оформлением документов. Можно записаться на прием онлайн, но все остальное лучше делать лично. Была история, когда в мэрии и других организациях поставили автоматы, выдающие свидетельства о рождении, а они у нас часто нужны. Приходишь, вводишь свои данные, платишь деньги, это стоило вроде 300 песо (900 рублей – прим. ред.), получаешь официальную бумагу. Потом оказалось, что эти свидетельства почти нигде не принимают, потому что они, по сути, не оригинал, а ксерокопия, которую можно на любом углу сделать. Поэтому спокойнее все делать по-старому».

Антонио Фернандез, управляющий семейным магазином в Соледад де Добладо (строительные материалы, товары для ремонта, мелкая бытовая техника, предметы интерьера), говорит, что не боится развития онлайн-торговли.

«На севере люди много чего заказывают через интернет, – говорит он. – А тут, ближе к югу, совсем другие условия. Тут интернет «тропикализируется», адаптируется к местным особенностям. Например, здесь важен личный контакт. Люди хотят все посмотреть, сравнить, получить совет – конечно, мой, а не какого-то оператора. Если в магазине чего-то нет, они подождут, пока я привезу из Веракруза или Халапы. Я обычно делаю заказ через интернет, а вот забираю сам – это быстрее, чем доставка. Люди доверяют друг другу больше, чем какому-то абстрактному магазину, и если у тебя хорошая репутация – то клиенты идут к тебе. А ты уже находишь в интернете то, что им нужно».

«Местные особенности» влияют не только на развитие интернет-торговли, но и на использование многих других привычных нам приложений. Например, Uber работает в одних городах (Мехико, Гвадалахаре, Мериде, Монтеррее, Пуэбле и т.д., всего в 52), но не работает во многих других из-за протестов местных таксистов. С октября мексиканская полиция следит за тем, чтобы никто не использовал Uber для поездок из аэропорта. Как объяснили в Министерстве внутренних дел, там разрешается брать пассажиров только тем таксистам, у которых есть государственная лицензия. Такое решение было принято после переговоров с Ассоциацией таксистов, 4000 членов которой перекрыли ключевые улицы Мехико, протестуя против Uber и его «коллег» – Didi и Cabify. В заявлении Uber по этому поводу говорится, что такое решение «нарушает право пользователя на выбор удобного транспорта», и компания будет вести переговоры с мексиканским правительством, чтобы изменить ситуацию.

68% мексиканских пользователей интернета используют онлайн-карты, но и тут есть свои нюансы. «Мне нужна онлайн-карта в незнакомом городе или в том, который плохо знаю, – объясняет Антонио. – Да и то иногда лучше спросить, где ресторан или гостиница, чем искать в телефоне. Обычно все рады подсказать. Если нужно ехать далеко, спрашиваю полицейских. Они знают, стоит ли сегодня ехать этой дорогой, безопасно ли это».

Диего Мария Ривера. Лестница

Бизнес под прицелом

Скажем прямо, у Мексики и без развития интернета достаточно проблем, требующих решения: начиная со сложных отношений с США и заканчивая активной деятельностью наркокартелей. Одна из них – высокий уровень преступности, который заставляет бизнесменов, в том числе успешных стартаперов, держаться в тени.

«Заявляя о себе, ты сразу становишься человеком, которого могут похитить ради выкупа, — говорит предприниматель Улисес Веласкез, создатель двух успешных проектов: рекламного агентства Ergos и эквайринговой компании Matomy. – Лучше не высовываться, но сохранить свободу».

Бисмарк Лепе, возглавляющий софтверную компанию Wizeline (и проводящий половину времени не в Мексике, а в Кремниевой долине), считает страхи преувеличенными. «Пока ты не имеешь отношения к наркотрафику, ничего с тобой не случится», – говорит он.

«Здесь все очень сильно зависит от региона, – объясняет Серхио Артуро. – В Плайя-дель-Кармен стоит тебе завести любой бизнес, вот хоть сигаретами торговать на улице, и к тебе придут люди из картеля и потребуют делиться с ними деньгами. С интернет-бизнесом, конечно, это не так просто, но если ты говоришь, что хорошо заработал – картели тобой заинтересуются. И тогда ты или сотрудничаешь с ними, или жалеешь о своем решении. Это многих расхолаживает, люди не хотят начинать что-то свое».

И все же в Мексике есть те, кто не боится действовать. Только за последние годы появилось несколько интересных интернет-проектов: онлайн-супермаркет Justo, агрегатор грузовых перевозок Cargamos, платформа Zubale, связывающая бренды, промоутеров и ритейлеров по всей стране, торговая платформа Canastarosa, где продаются уникальные вещи ручной работы.


Дальшебольше

В августе мексиканское правительство объявило о старте государственной программы «Интернет для всех», цель которой – обеспечить доступ к сети всем регионам страны, в том числе малонаселенным сельскохозяйственным. В качестве базы планируется использовать уже существующую оптоволоконную сеть Red Troncal, протяженность которой пидется увеличить на 50 тысяч километров. Президент Мексики Андрес Мануэль Лопес Обрадор обещает, что к 2024 году доступ в интернет будут иметь 95% жителей страны.


Автор статьи — Анна Герус. Мы любим ее за занудство: если уж Аня разбирается в какой-то теме, то досконально, а пишет потом так, что хочется обязательно прочитать до конца. «Маркетинг – это еще культура, социология, антропология. Мне нравится изучать пересечения».

Другие хорошие статьи