VR для маркетинга: кейсы

Виртуальная реальность в бизнесе – перспективная и пока мало освоенная область, тем не менее, в эту игру начинает играть все больше крупных компаний с возможностями, у которых есть бюджеты на технологии. Как выглядит VR/AR для маркетинга в России и в мире и для кого это уже сегодня рабочий инструмент, а не вещь из будущего, рассказывает президент компании-разработчика проектов в VR/AR Modum Lab Дмитрий Кириллов.


Бизнес, и это объяснимо, с осторожностью относится к технологичным недешевым решениям вроде AR и VR, но положительные примеры (связанные с увеличением продаж или повышением узнаваемости компаний) подталкивают конкурентов закладывать бюджет на их покупку и внедрение. 

VR – какой бывает?

Технологии VR полностью погружают человека в цифровую среду, пользователь при этом отстранен от реального мира и может взаимодействовать с виртуальными объектами.

Проекты бывают двух типов:

  • графика, прорисованная дизайнерами и 3D-художниками,
  • графика, снятая на при помощи технологий 360-градусного видео.

Для того, чтобы наиболее полно погрузится в иммерсивное пространство пользователю понадобятся VR-очки, но в ряде случаев подходят и портативные мобильные устройства.

AR, в отличие от VR, дополняет реальное пространство виртуальными объектами. При этом пользователь не отрывается от реального мира, а видит дополнительные данные на своем мобильном устройстве или в AR-очках.


VR для маркетинга – как это?

Виртуальные экскурсии

Технологии VR в маркетинговых целях особенно часто используют для проведения виртуальных экскурсий – для рекламы отеля, туристической фирмы или нового жилого комплекса. В таком случае потенциальный клиент компании не просто видит, например, свою будущую квартиру, но может походить по ней, оценить размеры пространства, планировку или оценить дизайнерские идеи. Большинство покупателей плохо представляют себе готовое жильё, и когда продавец не имеет возможности провести потенциального покупателя по готовой квартире, процесс продажи объекта на этапе его строительства бывает затруднён.

По данным исследования сообщества VRARA, в России 45,2% из 100% покупателей жилья отметили, что виртуальная прогулка определенно помогла принять решение о покупке и сделать выбор в пользу компании, внедрившей виртуальную реальность.

Например, для застройщика ГК «Пионер» Modum Lab создали в VR шоурум по апартаментам, находящимся на стадии строительства. Потенциальный клиент застройщика смог походить по квартире, оценить обстановку и рассмотреть каждый сантиметр будущего жилья: вид из окна, устройство шкафов, технику и оснащение ванной комнаты. Это привлекло покупателей, помогло им ответить на множество типичных вопросов, которые обычно бывают адресованы продавцу.

Ролик можно посмотреть тут

Сложности при выборе отеля клиенты компаний испытывают и из-за удаленности объектов: зачастую отзывы об отелях бывают ненастоящими, а фотографии на официальном сайте не передают всех преимуществ гостиничного номера. Для того, чтобы выгодно выделиться на фоне конкурентов и привлечь туристов, не имеющих возможности лично осмотреть номер перед покупкой, один из роскошных отелей в ОАЭ дополнил стандартный набор маркетинговых инструментов экскурсией в формате 360-градусного видео. Для просмотра такого ролика зритель мог использовать обычный компьютер или портативное мобильное устройство. При этом у потенциального клиента появилась возможность на несколько минут ощутить себя постояльцем роскошной гостиницы, полежать на огромной кровати или даже постоять под виртуальным душем.

Виртуальные экскурсии сегодня являются прекрасным маркетинговым инструментом и для туристических фирм, музеев, необычных ресторанов.


Рассказ клиенту о преимуществах продукта или услуги

В насыщенной конкурентной среде довольно сложно привлечь новых клиентов и покупателей, убедить их приобрести товар или помочь разобраться в услугах, а типичные рекламные ролики не всегда позволяют сделать это. При помощи VR/AR технологий потенциальный потребитель/клиент становится полноправным участником процесса, погружается в особенности предлагаемой продукции.

Так, сотрудники Альфа-Банка демонстрируют своим клиентам информационный ролик об особенностях технологии блокчейн, а в VR-рассказ о технологии получается полным, привлекательным и интересным.

Ролик можно посмотреть тут 

Получить наглядное представление о продукции компании позволяет и AR. При помощи приложения потенциальный покупатель наглядно знакомится с характеристиками товара или услуги, видит их в трехмерном формате.

Например, компания Timberland в Польше привлекла новых покупателей на счёт AR: людям предоставили возможность «переодеться» в товары из новой коллекции компании без необходимости реальной примерки.

Похожие технологии активно используют десятки компаний, занимающихся продажей товаров по всему миру. Например, у покупателейочень популряно приложение IKEA, которая при помощи AR позволяет дополнить реальную квартиру новыми виртуальными товарами.

Через показ трёхмерной анимации в дополненной реальности клиенты компании «Газпромнефть-см» получают наглядное представление о характеристиках автомобильного масла.

https://modumlab.com/portfolio/oil-assistant

Применимы технологии не только в B2C секторе, но и в B2B: здесь они активно используются на тематических выставках или при встречах с потенциальными клиентами и партнёрами. Так,разработчик системы обработки продуктов питания Key Technology на одной из выставок привлекли новых клиентов из B2B-сектора благодаря виртуальной демонстрации процесса их технологии упаковки продуктов.


внутренний маркетинг

Технологии виртуальной реальности применимы в компаниях, которым нужно привлечь новых сотрудников, быстро адаптировать их к работе, наладить внутреннее взаимодействие или рассказать об особенностях работы. Виртуальная реальность позволяет интересно рассказать о бизнесе в случае, когда объявления на сайтах с вакансиями, листовки или стенды перестают работать.

Здесь работает принцип «не расскажи, а покажи и дай попробовать». Соискателям при помощи VR можно предложить совершить тур по офису или производству, заочно познакомить их с особенностями работы, руководством компании и коллективом. Кроме того, сегодня многие компании прибегают к тестированию потенциальных сотрудников в AR, когда человеку предлагается пройти несложные тесты или в игровой форме совершить действия, с которыми на новом месте работы ему придется сталкиваться ежедневно.

Один из успешных примеров – опыт немецкой логистической компании Deutsche Bahn, которая, стремительно расширяясь, при помощи виртуальной презентации своей компании смогла за год расширить штат на 10 тыс. новых сотрудников.

Технологии предоставляют и широкие возможности для обучения специалистов техникам продаж и общению с клиентами. Для увеличения прибыли и узнаваемости компаний на рынке активно развиваются курсы в VR и AR для мерчендайзеров: неопытные работники узнают основы выкладки товара, выбора полки, правила переговоров с руководством магазина. Так всего лишь за два часа, при помощи технологии VR, сотрудник компании может овладеть теорией и практикой, продемонстрировать свои навыки в формате VR-экзамена.

За рубежом VR-обучение мерчендайзингу уже применяют компании Coca-Cola, Danone, Dr Pepper и другие. В России подобный продукт от Modum Lab, например, уже успешно зарекомендовал себя в компании «Газпромнефть-см», которая при помощи VR обучает мерчендайзеров выкладке моторных масел.


AR – популярный уже сейчас

В B2C маркетинге AR используется чаще VR потому, что дополненная реальность остаётся более доступной для пользователей: у кого в наше время нет смартфона с возможностью скачивать приложения, компьютера или планшета? Компании используют технологии для того, чтобы погрузить клиентов в историю создания продукции, увлекательно рассказать о товаре, привлечь новых покупателей или убедить их совершить покупку в условиях огромного выбора. Таким образом компании-производители товаров, туристические и строительные компании повышают доверие клиента, повышают лояльность и устанавливают прочные связи с целевой аудиторией.

VR в маркетинге используется несколько реже из-за необходимости применения специализированных VR-устройств, но технология развивается активными темпами и разработчики сегодня уже начинают говорить о выводе VR на B2C рынок, поэтому, возможно, в скором времени VR-очки станут для нас такой же обыденностью, как смартфон, а крупные компании смогут использовать возможности виртуальной реальности для широкой аудитории.

В любом случае, формат подачи материала зависит от целей и задач проекта, целевой аудитории, заложенных бюджета и времени. При этом опыт внедривших технологии компаний доказывает: использование в проектах инструментов повествования, создание уникального опыта для потенциального покупателя, а также грамотно выстроенные системы обучения сотрудников влияют на итоговое впечатление клиента о предлагаемом ему товаре или услуге.

В любом случае, разработка VR/AR-контента –дорогостоящий процесс, поэтому пока что чаще его выбирают крупные компании, имеющие возможность экспериментировать и дополнять стандартные маркетинговые процессы новыми технологичными инструментами.


Подписывайтесь на наш телеграм-канал про диджитал – там все самое интересное и акутальное.

Другие хорошие статьи