Куда катится райдшеринг? 🤔

В. Серов. Похищение Европы

Умная реклама, щиты на колесах, магазины в машине. Райдшерингу есть куда расти, хотя бизнес завязан на компаниях, которые все еще не могут получить прибыль, рассуждает ozzy.com.


Водитель Uber Дэмиен Кортез говорит, что цифровой экран Firefly (в своем роде релкамный щит на машине) помогает заказчикам быстрее ее отыскать. И теперь он зарабатывает примерно на 20% больше, чем до установки экрана. Джеклин Арана, одинокая мама двоих детей в районе Бэй, стала одним из первых пользователей Firefly. Теперь она каждый месяц получает на $400 больше.

Сервис Firefly, запущенный в декабре прошлого года, работает с Uber и Lyft. Также экраны можно установить на любую машину, которую человек использует для заработка, включая доставку еды или такси. На монитор выводится целевая и специфическая для того или иного места реклама, пока машина едет по улицам.

За последние пять лет появилась лишь одна из немногих дочерних компаний, которая помогает автолюбителям зарабатывать больше, в то время как их основные рабочие места — в качестве водителей Uber и Lyft — приносят все меньше денег. В то же время, бизнес-модели новых компаний опираются на убыточную сферу: и Uber, и Lyft сообщили о потерях в размере $1 млрд в первом квартале с момента выхода на рынок, что ставит под вопрос их дальнейшую работу.


Пока что эта борьба не влияет на HyreCar, запущенный в 2014 году. Основанная в Лос-Анджелесе компания, по сути, выступает в роли «свата» между владельцами автомобилей и теми, кто хочет их арендовать для работы в качестве таксиста Uber или Lyfts или курьера. Компания в настоящее время работает во всех 50 штатах и стала публичной в 2018 году, за год до Uber и Lyft. Ее чистая выручка в 2018 году выросла на 138%: с $1,3 млн в 2017 году до $3,1 млн.

Cargo — еще один стартап, знакомый пассажирам Uber на Восточном побережье или на Среднем Западе. Сервис работает так: водителю в машину ставят небольшие контейнеры, в которых есть все необходимое: начиная от снеков или сладостей и заканчивая болеутоляющими таблетками. Пассажир может купить их по той же цене, что и в обычном магазине. Водитель получает 25% от суммы всех купленных товаров. В приложении пассажир также может оставлять чаевые водителю. Водители Uber могут зарегистрироваться в системе и передать Cargo данные о своих поездках. Компания, в свою очередь, использует эту информацию, чтобы подобрать содержимое контейнера для каждого водителя, исходя из того, какие заказы он чаще всего принимает.

Cargo начал работать в Нью-Йорке и Бостоне в 2016 году. Сейчас им пользуются более 20 тыс. водителей в США и Бразилии (фирма открылась там в мае). В совокупности они заработали более $1 млн помимо основного дохода.

Водитель Cargo, предлагающий продукты пассажирам

А Firefly (который пользуется поддержкой Google Ventures) уже собрал $51,5 млн, из них $30 млн — в мае. Компания показала более 650 тыс. часов контента на рекламных экранах автомобилей. Firefly недавно пришел в Нью-Йорк, где также размещает рекламу на такси. Доходы водителей увеличились в среднем на 10-15%. «Именно осознание того, такси было недооцененным активом, привело к созданию Firefly», — говорит соучредитель и генеральный директор Каан Гюнай.

«Мы заметили увеличение показа [целевой] рекламы в интернете и подумали, что можем сделать то же самое с поездками», — объясняет он.

Для водителей дополнительный доход, который предлагают партнерские отношения с этими фирмами, довольно значителен. Но в то же время изменения в структуре их зарплаты приводят к снижению оплаты за милю многих водителей Uber и Lyft по всей стране. Исследование, проведенное американским холдингом JPMorgan Chase в 2017 году, показало, что водители зарабатывали меньше половины от того, что они получали четыре года назад.

Самым привлекательным для рекламодателей Firefly является то, что цифровые экраны «держат руку на пульсе»: они меняют рекламу в зависимости от местоположения.

По словам Гюная, на экранах показывают также некоммерческий контент и сообщения от Amber Alerts (системы оповещения о похищении детей). Кроме того, на экранах отображается информация об уровне содержания углекислого газа, что помогает Firefly стать потенциальным источником данных для политиков. В Сан-Франциско Firefly установил такие экраны бесплатно, и в их списке ожидания тысячи водителей. В то же время не ясна политика Uber и Lyft относительно размещения рекламы на своих машинах. Но ни одна из компаний этого строго не запрещает.

Cargo тоже служит маркетинговым инструментом для брендов, поскольку постоянно показывает их продукцию новым клиентам. «Пассажиры райдшеринга могут получать доступ к эксклюзивным предложениям на своем смартфоне», — говорит Джеффри Крип, генеральный директор Cargo.

Между тем, HyreCar связывает владельцев и дилеров наименее подержанных автомобилей с водителями Uber, Lyft или сервисами доставки еды. Водители заходят на сайт HyreCar, находят понравившийся автомобиль и отправляют заявку владельцу. Они могут арендовать автомобиль хоть на два дня, хоть на месяц и легко продлить аренду. HyreCar также предоставляет водителям страховку. Примерно у 40% тех, кто регистрируется для участия в поездках Uber и Lyft, нет подходящей машины. Во многих случаях это объясняется тем, что им меньше 25 лет и они не могут получить разрешение на аренду. «Именно здесь и появляется HyreCar», — говорит Нейт Райан, вице-президент по маркетингу в HyreCar, который часто одобряет водителей младше 25 лет.

Безусловно, эти фирмы сталкиваются с проблемами. В Лос-Анджелесе Firefly получил негативные отзывы от члена городского совета третьего округа Боба Блюменфилда. Он уверен, что движущиеся рекламные щиты отвлекают и могут стать причиной аварий. Зависимость компаний от новой и все еще убыточной отрасли также делает их уязвимыми.

Пуруш Папатла, профессор маркетинга в Университете Висконсин-Милуоки, считает, что пока у этих фирм нет причин для беспокойства. «Компании, участвующие в экосистеме райдшернга, не вызывают резкого недоверия», — говорит он. Но большая угроза может возникнуть из-за реакции Uber и Lyft. «По мере того, как экосистема становится все более привлекательной, операторы могут все больше и больше отдаляться от ее участников», — предупреждает он, отмечая 30-процентное сокращение продаж Apple в магазине iOS App Store.

Пока эти компании не слишком беспокоятся. Гюнай смотрит на рекламу как на способ значительно снизить будущие транспортные расходы. Райан из HyreCar настаивает, что более широкая экономическая экосистема вокруг водителей, ищущих дешевые и удобные способы «иметь авто без фактического владения», сохранится даже без Uber и Lyft. Эти люди верят, что жизнь невозможно повернуть назад.

Другие хорошие статьи