#всети: Как выходят из карантина маркетологи во Вьетнаме, Испании, Таиланде и других странах

В Москве самоизоляцию отменили практически одним днем, и уже с понедельника (который 16 июня) откроются летние веранды кафе и ресторанов, музеи и службы проката. Так что жизнь постепенно начнет возвращаться из онлайна в офлайн-режим. А как выход из карантина выглядит в других странах? Мы попросили маркетологов, которые волею судеб оказались за пределами России, рассказать, как дела с карантинными мерами там, где они сейчас находятся, что изменилось за эти месяцы и как они себя в этом чувствуют.


Таиланд

Ольга Бабанина, Head of Markering Evliss Clinic

Я сейчас нахожусь на острове Панган в Таиланде. Это маленький остров с несколькими деревнями. За все время здесь был только один заболевший, но меры все равно были приняты строгие, как и во всей стране.

Закрыто большинство магазинов, рестораны работали только на вынос, появляться на улице без маски было нельзя. На входе в магазины всем мерили температуру и протирали руки санитайзером. Был установлен комендантский час с 10 вечера до 4 утра.

И самое забавное — был запрет на продажу алкоголя. Карантин выпал на период тайского нового года — Сонгкрана, во время которого все обливаются водой. В этом году был строжайший запрет на это. Между провинциями практически отменили общественный транспорт. При прибытии на наш остров все заполняли анкеты, мерили температуру, а потом две недели сидели в карантине.

Сейчас меры постепенно ослабляют. Продажу алкоголя вернули🙂 Когда был запрет — возник молниеносный спрос, русская диаспора быстро сориентировалась и запилила сервис доставки и продажу через чаты в телеграме. Тайцы продавали из-под полы в ресторанах и маленьких магазинах.

Комендантский час сейчас сдвинули на час позже — с 11 вечера. Открылись все магазины, бани, фитнес-центры. Парикмахерские, рынки, рестораны снова могут принимать посетителей у себя.

Без маски все еще ходить нельзя, но все подзабивают на этот запрет.

На пляжах появилось намного больше людей, в барах снова заиграла музыка и народ начал потихоньку тусоваться. Панган — это остров тусовок и тусовщиков. Вечеринки все еще закрыты, но скоро откроются.

На моей работе карантин в Таиланде не сказался никак, потому что работа удаленная — в России и Великобритании. Сказалась ситуация в этих странах. И там и там сейчас наши косметологические клиники закрыты, это отразилось на доходе и задачах.

View this post on Instagram

Дева грустна Песни цикад более не услаждают Щас бы в Мытищи #шуткаминутка

A post shared by диджитал бомж | Olga (@elly404) on

Карантин натолкнул нас на мысль, что в дополнение к физическому локальному бизнесу надо развивать другие направления. Сейчас работаем над интернет-магазином и инфобизнесом.

С профессиональной точки зрения могу сказать, что люди очень медленно возвращаются к докарантинным привычкам. В ресторанах, которые раньше были забиты, сейчас мало посетителей.

При этом я начала видеть таргетированную рекламу локального бизнеса в фейсбуке. Рекламируются рестораны и резорты. В основном предлагают скидки и сообщают, что открыты.

В целом, бизнес, который держат тут иностранцы, быстрее приспособился к новым условиям — приложения, доставка, скидки, рекламируют себя по чатам и группам в ФБ. Тайцы так не шустрят, их предел — это сделать страницу заведения в ФБ и указать там номер телефона.


Вьетнам

Роберт Тумасян, Country Manager CityAds Vietnam

Во Вьетнаме карантин отменили еще 26 апреля, с тех пор жизнь практически полностью вернулась в обычное русло, открылись даже караоке и ночные клубы. Исключением стал центральный район города Хошимин, в котором всегда было полно путешественников. Туризм во Вьетнаме приносит почти 10% ВВП, эта сфера оказалась под первым и основным ударом. После снятия ограничительных мер ситуация немного выровнялась, но экономика продолжает ежедневно терять более 50 млн долларов. В связи с этим сейчас разрабатывается план постепенного восстановления индустрии, в первую очередь за счет притока туристов из стран с положительной динамикой по заболеваемости (30 дней без новых случаев).

Изначально Вьетнам начал бороться с вирусом с первой («китайской») волны и выполнил задачу на отлично: ношение масок было обязательным, а собираться в группу более двух человек запрещено. В итоге: чуть больше 300 больных и ноль смертей на почти 100 млн населения.

Говорить о полном восстановление экономики пока рано, более 5 млн людей потеряли работу. Наблюдается отложенный спрос на товары и услуги, но при этом результаты у онлайн-торговли и ритейла упали в среднем на 20%, в основном за счет снижения AOV (среднего чека).

Из положительных факторов можно отметить рост прямых иностранных инвестиций (FDI) в экономику за счет перевода крупных производств во Вьетнам. Один из таких примеров — AirPods.


Испания

Николай Сюсько, руководитель агентства по киберспортивному маркетингу The Moon

Карантин любят называть «новой нормальностью» в Испании, где страна стала одним из чемпионов по смертности и скорости распространения вируса. Довольно непростая ситуация, в которой осознанные жители тыкают пальцем в правительство, показывая на его неспособность руководить государством. Где борьба с кризисом позиционируется не как успех и единство нации, а как возможность свести старые счета, например, каталанцев с президентом и партийной элитой.

Героизация медиков — это фарс на фоне предыдущих бюджетных сокращений на медицину. С одной стороны, прекрасная солидарность вокруг настоящих героев, с другой — как все закончится, мы снова пойдем смотреть «Мстителей» в кино. Где машина капитализма бесчувственна ко всем этим мелким героям из народа, ей подавай Эдуарда Виртса. Вот среди таких тисков бедняки поднимают руки к небу, а оттуда — никакой манны небесной.

Профессионалы оказались в сложной ситуации ожиданий против реальности. Я уже давно удаленно работаю и много времени провожу дома — мне полегче. Но тюрьма есть тюрьма. Сколько бы мы ни пытались бить себя в грудь, называть космополитами и жителями глобальной семьи, условия изоляции — полная противоположность глобализации. Вот смотрю я на все эти бесконечные зумы и стримы. Людей, близких к игровой индустрии, вообще не удивить стримами. И меня все не покидает ощущение, что это такой симулякр — не настоящая жизнь, не продуктивность, не инновации, а безысходность.

Человек куда сложнее устроен, нежели slack+zoom+whatsapp+какие-то другие аппы. В этом мы становимся ближе к той автоматизированной реальности, которой нас пугают Харари да Кемерон. И слепо гадать на гуще зума — это выстрел в ногу. Это я прекрасно вижу по работе моей жены, которая занимается помощью людям с планированием времени, чтобы жилось легче и без вины за непродуктивность или отсутствие «майндфулнес». В этом смысле карантин красочно говорит о том, что человеку нужен человек — другой, живой, рядом. Не всегда рядом, а по запросу.

View this post on Instagram

Lovers #barcelona

A post shared by nicksvyaznoy (@nicksvyaznoy) on

Я мечтаю вернуться в продуктивное для генерации идей пространство. Стать частью маленькой системы. Добавить ритма в жизнь вне дома: вне холодильника, детей, семейной жизни. Даже и близко не буду делать вид, что тюрьма положительно влияет на продуктивность и полет мысли. Где-то в Гоа с видом на море — да, но не в центре Барселоны с видом на условный внутренний двор (при этом в Барселоне в тысячу раз лучше переживается, чем в условной Москве).

Привычное русло после тюрьмы — это ощущение свободы действий, которые тебя не настолько ограничивают. Эта внешняя свобода, безусловно, имеет и дальнейшие границы, но большие чем одна квартира. И вот здесь хороший вопрос: мало кто умеет ценить и пользоваться своей свободой. Часто несвобода — повод для реактивации своей жизни, активного ответа на раздражители. Старая добрая история про Бэтмэна и Джокера, которые не могут жить друг без друга (даже больше — зависят друг от друга).

Свобода — хорошая тема для осмысления: сколько у нас ее, в какой она форме, что она значит сейчас и когда «все закончится»? Свобода ли, когда YouTube тебе показывает рекламу, а Google собирает о тебе данные, когда банки скрывают комиссии, а производители еды скрывают ингредиенты. Все это важнее, чем даты, новости, возможность увидеть море, купить вкусный хлеб, написать пост с 1000 лайками или первым откомментить в ролике ЧБД.

P.S. Сейчас идеальное время предаться культуре. Я смотрю потрясающие спектакли Кастеллуччи, фильмы Цзя Чжанке, наблюдаю за мутацией Arca и подворотным триумфом МЦ Лучника.


Бразилия

Карлос Аурелиано, Senior Sales Manager CityAds Brazil

Я живу в городе Табоан-да-Серра рядом с Сан-Паулу. У нас сохраняется полный карантин, поскольку уровень заболеваемости в Бразилии до сих пор растет. Улицы пусты, работают только продуктовые магазины и аптеки.

Пока мы продолжаем работу из дома, сохранить высокую продуктивность и баланс помогает жесткий режим. Я фиксирую работу таймером, в свободное время занимаюсь спортом, смотрю сериалы. Но самым главным плюсом стало то, что за время изоляции я стал настоящим поваром. У меня даже появилось фирменное блюдо — спагетти карбонара.


Латвия

Юрий Кириллов, SEO-специалист «Риалвеб»

В Риге уже начали ослаблять карантинные меры, разрешены мероприятия с участием не 25, как было, а уже 50 человек, командные спортивные тренировки сборных (кроме единоборств) и любителей с соблюдением особых правил. Первыми у нас открыли парикмахерские, кафе, стоматологии, детские сады и границы Прибалтики для туризма.

На улицах появились утренние пробки, хоть и не такие длинные, как было раньше, в общественном транспорте и магазинах больше людей, хотя держатся на расстоянии. Люди вообще соблюдают большую дистанцию, чем раньше, везде висят особые таблички с предупреждениями, люди в масках встречаются часто. В общественном транспорте не все соблюдают правила использования масок или подобных аксессуаров для закрытия носа/рта (шарфы, платки и т.п.), но в магазинах на входах везде бесплатные средства дезинфекции, а на полках большое количество таких товаров, но по высокой цене. Крупные праздники в большинстве своем отменены или перенесены.

За время карантина я начал вместо общественного транспорта ездить на своем (велосипед, мотоцикл, автомобиль). Осознал, что государство не торопится с помощью своим гражданам и бизнесу в трудных ситуациях, а мыть руки чаще стало привычным делом. 🙂

Думаю, жизнь в Риге сможет вернуться в привычное русло осенью, если не будет второй волны вируса.


Латвия

Наталья Палатина, PR project manager «Риалвеб»

Карантин научил нас быть более собранными, думать немного по-другому, ориентируясь на интернет-среду, и больше поддерживать друг друга. Нам необходимо осваивать новые форматы взаимодействия. Например, если раньше мы ходили на конференции и общались с аудиторией вживую, то сейчас нужно развивать новые навыки в работе на камеру, так как они проходят в формате вебинаров.

Саласпилс, Латвия

Думаю, после карантина многие организации будут рассматривать работу на удаленке как норму. То есть если до сих пор многие сомневались, что это эффективно и не думали даже о таком формате работы, то сейчас крупные компании рассматривают этот вариант как само собой разумеющееся.

Другие хорошие статьи